План-конспект урока по русскому языку
Тема: «Основные синтаксические единицы. Словосочетание».
Цели урока:
- закрепление ранее изученного материала
- знакомство с видами связи слов
Оборудование: доска, учебное пособие для 11-ых классов по русскому языку, план-конспект учителя
Ход урока
II. Повторение ранее изученного материала
1. Словарный диктант:
авторалли, адъютант, аккомпанемент, астроном, брошюра, винегрет, гиппопотам, групорг, жёрнов, индифферентный, иррациональный, кампания (поход).
2. Правописание –не- -ни- .
Это не счастье, а горе. Река не мелкая. Приняли отнюдь не верное решение. Ему не с кем поговорить. Тебе не поздоровиться. Тебе несдобровать. Этого еще не хватало! Дело, несмотря на эти доказательства, сомнительно.
Несмотря ни на какие возражения, невзирая ни на какие запреты, я иду туда. Я сделаю это несмотря ни на что. Вот нехотя с ума свела. Не медля ни минуты, мы принялись за уборку. Он говорил не громче меня. Виднелись еще не убранные (полн. прич. +завис. слово) поля ржи. Нашли не разрушенный, а совершенно целый шалаш.
3. Укажите форму единственного числа существительных традиционно употребляемых во множественном числе ( у доски).
Манжеты - манжета, погоны - погон, эполеты – эполет, бакенбарды – бакенбарда, гетры - гетра, гренка – гренок, оладьи – оладья, рельсы – рельс, щупальца – щупальце. Двуродовые: а) традицией: вольер – вольера, манжет – манжета, банкнот – банкнота;
б) существованием различных стилей речи, в частности разговорной и научной (профессиональной терминологии): георгин (разг. речь) – георгина (ботан. термин), клавиш (техн. термин) – клавиша (муз. термин).
III. Проверка дом. зад.
VI. Объяснение нового материала
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ КАК ЕДИНИЦА СИНТАКСИСА
1. Признаки словосочетания.
1) Словосочетание - это единица синтаксиса. Это определяет место словосочетания в системе языка. Это важно, так как относительно словосочетаний было высказано много предположений.
- Словосочетание - это основная, единственная единица синтаксиса (Фортунатов).
- Словосочетание нужно рассматривать на лексическом уровне, так как в словосочетании реализуется способность слова к соединению (валентные свойства).
- Словосочетание – это не единица синтаксиса, это только реализация валентных свойств слова.
- Было высказано предложение рассмотреть словосочетание на морфологическом уровне, так как большая роль принадлежит частям речи.
Однако утвердилось, что словосочетание - единица синтаксиса (многоаспектная единица).
2) Словосочетание - единица не коммуникативного, а номинативного плана.
В.В. Виноградов рассматривал словосочетание как «распространенное слово», то есть с его точки зрения, словосочетание является номинативной единицей и выполняет номинативную функцию.
Возражение: зачем в языке две номинативных единицы (слово и словосочетание)?
Современный взгляд: все конструкции языка могут выполнять номинативную функцию, но каждая из них имеет свою специфику.
Слово | называет предметы |
Словосочетание | называет отношения между предметами |
Простое предложение | называет отдельные ситуации |
Сложное предложение | называет отношения между ситуациями |
Итак, словосочетание - единица не коммуникативная плана. Оно выполняет коммуникативную функцию в структуре предложения.
3) Словосочетание состоит из двух или более знаменательных слов.
4) Словосочетание объединяет слова при помощи подчинительных средств связи.
Здесь нет единства между учеными. Вера Арсеньевна Белошапкова считает, что словосочетания могут быть объединены с помощью сочинительного способа связи (тогда однородные члены предложения – это словосочетание) и разграничивает подчинительные и сочинительные словосочетания. Однако большинство ученых рассматривают словосочетания только с подчинительными способами связи.
5) Синтаксема объединяет словосочетание, имеет определенное грамматическое значение (смысловые отношения).
6) Словосочетание характеризуется нормативной лексико-семантической сочетаемостью. * читать…книгу
Определение: Словосочетание - это единица синтаксиса, не коммуникативного, а номинативного плана, образованная из двух и более знаменательных слов подчинительным способом связи, имеющая определенное грамматическое значение и нормативную лексико-семантическую сочетаемость.
2. Словосочетание и сочетание слов
Поскольку словосочетание ограничено подчинительным способом связи, следует сопоставить словосочетание с другими конструкциями, которые не являются словосочетаниями.
Словосочетание - это термин, так как называет определенную единицу языка.
Сочетание слов - не термин, а объединение конструкций, которые не являются словосочетанием: грамматическая основа предложения; обособленные члены предложения; уточняющие члены предложения; однородные члены предложения; вводные единицы; обращение; некоторые аналитические формы
* буду читать (будущее время), самый красивый (превосходная степень).
3. Структура и значение словосочетания. Классификация словосочетаний
Словосочетание - многоаспектная единица языка, поэтому существуют разные классификации по различным признакам.
1. Классификация по морфологическому выражению главного слова (лексико-грамматическая).
В зависимости от принадлежности главного слова к какой-либо части речи различаются лексико-грамматические типы словосочетаний: глагольные, именные и наречные.
1) Глагольные словосочетания (главное слово - глагол и его формы):
глагол + существительное * купить книгу,
(местоимение) обратиться к нему
глагол + наречие * говорить правильно
глагол + инфинитив * приехали учиться
Также к глагольным словосочетаниям относятся словосочетания с главными словами:
Причастие + существительное * построенный рабочими
Деепричастие + существительное * любуясь природой
2) Именные словосочетания, в том числе
а) субстантивные (главное слово - существительное)
существительное + прилагательное * теплая погода
существительное + существительное * разговор друзей,
* разговор о политике
существительное + местоимение * мои родители
существительное + числительное * первый курс
существительное + причастие * прочитанная книга
существительное + инфинитив * желание учиться
существительное + наречие * прогулка пешком
б) адъективные словосочетания (главное слово - прилагательное)
прилагательное + существительное * прилежный в учебе
прилагательное + местоимение * нужный нам
прилагательное + наречие *очень красивый
прилагательное + инфинитив * готовый бороться
в) местоименные словосочетания (главное слово - местоимение)
местоимение + существительное * кто-то из студентов
местоимение + местоимение * каждый из нас
местоимение + прилагательное * что-то странное
г) нумеральные словосочетания (главное слово - числительное)
числительное + существительное * первый в очереди,
две книги
3) наречные словосочетания (главное слово – наречие)
наречие + существительное * далеко от Томска
наречие + наречие * по-осеннему красиво,
совсем недавно
2) Классификация по структуре и объему (количественно-структурная).
В зависимости от количества составляющих компонентов словосочетания делятся на простые, сложные и комбинированные (по классификация Н.Ю.Шведовой). Основа классификации: способ и характер синтаксической связи (слабые и сильные связи).
простые | сложные | комбинированные | |
свободные | несвободные | ||
один способ связи + характер синтаксической связи | разные способы связи, исходящей из одного главного слова | ||
2-членные *хорошая погода, работать в лесу | |||
3-членные *подарить другу книгу (2 сильных управления) *перевести с русского на английский /иногда относят к сложным/ | * вечером гулять в саду Словосочетание с неоднородными определениями *новые настенные часы Простое словосочетание + необязательная связь * перевести книгу за деньги | свободных словосочетаниях компоненты свободно сочетаются и семантически не обусловлены. В них 2 и более главных слова * читать интересную книгу | *девушка с голубыми глазами Несвободное, т.к. зависимый компонент семантически неразложим. Виноградов отнес бы их к простым словосочетаниям. |
3) Классификация по степени слияния компонентов
В зависимости от степени слияния компонентов словосочетания могут быть свободные и несвободные.
Свободными называются словосочетания, в которых компоненты заменяемы и независимы.
Несвободные словосочетания составляют единства с точки зрения семантики (значения):
а) синлексы *зачетная книжка, студенческий билет, принять участие;
б) фразеологизмы * бить баклуши
Несвободные словосочетания всегда выполняют одну функцию в предложении (один член предложения).
4) Классификация по выполняемым синтаксическим функциям.
В зависимости от выполняемых синтаксических функций выделяют синтаксически разложимые и неразложимые (обусловленные и необусловленные / членимые и нечленимые) словосочетания.
В синтаксически разложимых словосочетаниях компоненты словосочетания выполняют разные синтаксические функции (являются разными членами предложения).
*читаю интересную книгу
В неразложимых словосочетаниях компоненты выполняют одну функцию, т.е. являются одним членом предложения.
* Самоуверенный человек не уважает мнение других.
Кроме указанных классификаций еще существуют
5) классификация по смысловым отношениям,
6) классификация по способу связи (согласуемые, управляемые и т.д.).
Но для того, чтобы их рассмотреть, нужно выяснить, какие смысловые отношения и способы связи существуют в словосочетаниях.
Упр. 68 (устно)
Упр. 70 (писм.)
С. 59 – чтение правила.
V. Домашнее задание: упр. 72.
Комментариев нет:
Отправить комментарий