среда, 7 декабря 2011 г.

План-конспект по русской литературе для 11 класса по теме: "Серебряный век. Символизм"



План-конспект урока по русской литературе.

Тема: «Серебряный век русской поэзии (1890-е – начало 1920-х годов). Символизм»
Цели:
  1. Обучающая:
а) знакомство с новыми направлениями и течениями
б) обзор основных аспектов «Серебряного века»
в) знакомство с принципами символизма
2. Развивающая:
а) навыки конспектирования материала
б) навыки систематизации знаний
3. Воспитательная:
а) оценка уникальности поэзии «Серебряного века».

Методы: лекция, слово учителя, беседа.
Оборудование: доска, учебник, сборник и стихотворений Брюсова, Белого, Бальмонта, Сологуба.

Используемые источники: сборники стихотворений Брюсова, Белого, Бальмонта, Сологуба, ru.wikipedia.org, «Литература в таблицах и схемах» М. Мещерякова, http://www.literrat.ru/

Ход урока

I. Организационный момент:
Сообщение темы урока, его цели и задач.

II. Слово учителя.
  
   XIX век в России можно назвать самым ярким ее этапом. Это период роста национального самосознания, сформировавшегося в процессе борьбы против французского нашествия. (Толстой «Война и мир»). Но одновременно с этим складывается и развивается резко критический взгляд на социальное устройство российской действительности. Результатом становится декабристское восстание (Рылеев, Трубецкой, Бестужев-Марлинский), продемонстрировавшее появление нового менталитета русской интеллигенции и в определенной мере ознаменовавшее выделение этого слоя общества.

Общественная мысль этого периода пытается найти разрешение главных проблем времени: государственного переустройства, крестьянской реформы и самого человека. Так ищется путь, по которому должно идти российское общество. Взгляды мыслителей кардинально разделяются: не только славянофилы и западники, но и петрашевцы, народники, социалисты и т. д. предлагают свои кардинальные способы разрешения российских проблем.

Особого расцвета достигает в XIX веке русское искусство, во всех своих видах и формах явившее миру соцветие великих имен гениев мирового масштаба. В искусстве всего за одно столетие осуществился процесс развития самых различных стилей и направлений от классицизма до реализма.

 Серебряный век (под запись): 

 Серебряный век – это термин, традиционно примененный российскими филологами к первым двум десятилетиям 20-ого века. Это был исключительно творческий период в истории российской поэзии, находящийся в паритете с Золотым Веком, который был столетием ранее. В Западном мире распространены другие термины, включая Fin de siecle и Belle Epoque.

(Чтение 2-го абзаца на стр. 18)

Серебряный век, как говорят, действительно начался с появления Стихов Александра Блока «О красивой даме», некоторые ученые расширили его хронологическую структуру, чтобы включать работы 1890-ых годов, начинающихся с манифеста Николая Минского "При свете совести" (1890 г.), трактата Дмитрия Мережковского "О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы" (1893 г.) и альманахи Валерия Брюсова "Русские символисты" (2 изд.)(1894 г.).

(Чтение 3-го абзаца на стр. 18)

Серебряный век был во власти артистических движений Российской Символики, Акмеизма, и Российского Футуризма, в которых процветали неисчислимые другие поэтические школы, например, такие как Мистический Анархизм. Были также такие поэты как Максимилиан Ворошин и Марина Цветаева, которые отказались присоединиться к любому из этих движений. Александр Блок появился как ведущий поэт, уважаемый фактически всеми. Поэтические карьеры Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, и Осипа Мандельштама, творчество которых охватывало много десятилетий, были также начаты во время этого периода.
 ( Чтение 2-го абзаца на стр. 19)

Серебряный век закончился после Российской Гражданской войны. Смерть Блока и расстрел Николая Гумилева в 1921 году, также как появление очень влиятельной коллекции Пастернака, Сестра моя - Жизнь (1922 г.), отметил конец эры. Серебряный век был золотой эрой для эмигрантского поэтического сообщества, во главе с Георгием Ивановым в Париже и Владиславом Ходасевичем в Берлине.

 Символизм:

Символи́зм (фр. Symbolisme) — одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. (под диктовку)

Истоки философии:
  1. Шопенгаур « Мир как воля и представление» : мистицизм
  2. Ницшианская теория о «сверхчеловеке» : агностицизм
  3. Бергсон: интуативизм
Истоки эстетики:
  1. Возраждение
  2.  Средневековье
Истоки формы и приемов образности:
      1. Модернизм Европы ( стилевое многообразие, синтез искусств, неоромантические тенденции)


Основное свойство: освоение «вещей в себе» и идей, находящихся за рамками чувственного восприятия.

Эстетика: символ (он должен заменить конкретный образ). Считалось, что символ связывает земное с миром иным, духовным. Главным в худ. творчестве предполагалось индивидуальное.
Символ (из греч. σύμβολον) — это условный знак, изоражение каких-либо понятий, идей, явлений.
Черты:
  • крайний индивидуализм
  • противопоставление индивидуального и социального
  • утверждение однозначности реального и идеального
  • культ таинственного, мистицизм
  • сближение духовно-нравственного с религиозным
  • иррациональность ( звучание, ритм заменяет значение: вера в магическую силу слова)
  • сочетание противоречивых тенденций
  • идея самоценности искусства ( искусство ради искусства).



 Работа со стихотворениями: 
Валерий Брюсов

Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний                 (латании – пальмы)
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине…
И прозрачные киоски
В звонко-звучной тишине
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне…
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.

  • особая целевая аудитория
  • двоемирие
  • необычное содержание
  • личность поэта и искусство на первом плане

БЕЗГЛАГОЛЬНОСТЬ (Бальмонт)

 Есть в русской природе усталая нежность,
 Безмолвная боль затаенной печали,
 Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
 Холодная высь, уходящие дали.

 Приди на рассвете на склон косогора,-
 Над зябкой рекою дымится прохлада,
 Чернеет громада застывшего бора,
 И сердцу так больно, и сердце не радо.

 Недвижный камыш. Не трепещет осока.
 Глубокая тишь. Безглагольность покоя.
 Луга убегают далёко-далёко.
 Во всем утомленье - глухое, немое.

 Войди на закате, как в свежие волны,
 В прохладную глушь деревенского сада,-
 Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,
 И сердцу так грустно, и сердце не радо.

 Как будто душа о желанном просила,
 И сделали ей незаслуженно больно.
 И сердце простило, но сердце застыло,
 И плачет, и плачет, и плачет невольно.
Андрей Белый
           
ВАКХАНАЛИЯ

И огненный хитон принес,
И маску черную в кардонке.                            кардонка (картонка)
За столиками гроздья роз
Свой стебель изогнули тонкий.

Бокалы осушал, молчал,
Камелию в петлицу фрака
Воткнул, и в окна хохотал
Из душного, ночного мрака -

Туда,- где каменный карниз
Светился предрассветной лаской,
И в рдяность шелковистых риз
Обвился и закрылся маской,

Прикидываясь мертвецом...
И пенились - шипели вина.
Возясь, перетащили в дом
Кровавый гроб два арлекина.

Над восковым его челом
Крестились, наклонились оба -
И полумаску молотком
Приколотили к крышке гроба,

Один - заголосил, завыл
Над мертвым на своей свирели;
Другой - цветами перевил
Его мечтательных камелий.

В подставленный сосуд вином
Струились огненные росы,
Как прободал ему жезлом
Грудь жезлоносец длинноносый.
1906, Мюнхен


Федор Сологуб

В тихий вечер на распутьи двух дорог
 Я колдунью молодую подстерег,
 И во имя всех проклятых вражьих сил
 У колдуньи талисмана я просил.
 Предо мной она стояла чуть жива,
 И шептала чародейные слова,
 И искала талисмана в тихой мгле,
 И нашла багряный камень на земле,
 И сказала: “Этот камень ты возьмешь, -
 С ним не бойся, - не захочешь, не умрешь.
 Этот камень все на шее ты носи
 И другого талисмана не проси.
 Не для счастья, иль удачи, иль венца, -
 Только жить, все жить ты будешь без конца.
 Станет скучно – ты веревку оборвешь,
 Бросишь камень, станешь волен, и умрешь”.

7. Домашнее задание: подготовить сообщение об одном из поэтов-акмеистов (с. 51-58) с подборкой 1-2 стихотворений, выписать значение терминов импрессионизм, экспрессионизм.

Комментариев нет:

Отправить комментарий