План-конспект урока по русской литературе.
Тема: «Серебряный век русской поэзии (1890-е – начало 1920-х годов). Символизм»
Цели:
- Обучающая:
а) знакомство с новыми направлениями и течениями
б) обзор основных аспектов «Серебряного века»
в) знакомство с принципами символизма
2. Развивающая:
а) навыки конспектирования материала
б) навыки систематизации знаний
3. Воспитательная:
а) оценка уникальности поэзии «Серебряного века».
Методы: лекция, слово учителя, беседа.
Оборудование: доска, учебник, сборник и стихотворений Брюсова, Белого, Бальмонта, Сологуба.
Используемые источники: сборники стихотворений Брюсова, Белого, Бальмонта, Сологуба, ru.wikipedia.org, «Литература в таблицах и схемах» М. Мещерякова, http://www.literrat.ru/
Ход урока
Сообщение темы урока, его цели и задач.
II. Слово учителя.
XIX век в России можно назвать самым ярким ее этапом. Это период роста национального самосознания, сформировавшегося в процессе борьбы против французского нашествия. (Толстой «Война и мир»). Но одновременно с этим складывается и развивается резко критический взгляд на социальное устройство российской действительности. Результатом становится декабристское восстание (Рылеев, Трубецкой, Бестужев-Марлинский), продемонстрировавшее появление нового менталитета русской интеллигенции и в определенной мере ознаменовавшее выделение этого слоя общества.
Общественная мысль этого периода пытается найти разрешение главных проблем времени: государственного переустройства, крестьянской реформы и самого человека. Так ищется путь, по которому должно идти российское общество. Взгляды мыслителей кардинально разделяются: не только славянофилы и западники, но и петрашевцы, народники, социалисты и т. д. предлагают свои кардинальные способы разрешения российских проблем.
Особого расцвета достигает в XIX веке русское искусство, во всех своих видах и формах явившее миру соцветие великих имен гениев мирового масштаба. В искусстве всего за одно столетие осуществился процесс развития самых различных стилей и направлений от классицизма до реализма.
Серебряный век – это термин, традиционно примененный российскими филологами к первым двум десятилетиям 20-ого века. Это был исключительно творческий период в истории российской поэзии, находящийся в паритете с Золотым Веком, который был столетием ранее. В Западном мире распространены другие термины, включая Fin de siecle и Belle Epoque.
(Чтение 2-го абзаца на стр. 18)
Серебряный век, как говорят, действительно начался с появления Стихов Александра Блока «О красивой даме», некоторые ученые расширили его хронологическую структуру, чтобы включать работы 1890-ых годов, начинающихся с манифеста Николая Минского "При свете совести" (1890 г .), трактата Дмитрия Мережковского "О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы" (1893 г .) и альманахи Валерия Брюсова "Русские символисты" (2 изд.)(1894 г .).
(Чтение 3-го абзаца на стр. 18)
Серебряный век был во власти артистических движений Российской Символики, Акмеизма, и Российского Футуризма, в которых процветали неисчислимые другие поэтические школы, например, такие как Мистический Анархизм. Были также такие поэты как Максимилиан Ворошин и Марина Цветаева, которые отказались присоединиться к любому из этих движений. Александр Блок появился как ведущий поэт, уважаемый фактически всеми. Поэтические карьеры Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, и Осипа Мандельштама, творчество которых охватывало много десятилетий, были также начаты во время этого периода.
( Чтение 2-го абзаца на стр. 19)
Серебряный век закончился после Российской Гражданской войны. Смерть Блока и расстрел Николая Гумилева в 1921 году, также как появление очень влиятельной коллекции Пастернака, Сестра моя - Жизнь (1922 г .), отметил конец эры. Серебряный век был золотой эрой для эмигрантского поэтического сообщества, во главе с Георгием Ивановым в Париже и Владиславом Ходасевичем в Берлине.
Символи́зм (фр. Symbolisme) — одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. (под диктовку)
Истоки философии:
- Шопенгаур « Мир как воля и представление» : мистицизм
- Ницшианская теория о «сверхчеловеке» : агностицизм
- Бергсон: интуативизм
Истоки эстетики:
- Возраждение
- Средневековье
Истоки формы и приемов образности:
1. Модернизм Европы ( стилевое многообразие, синтез искусств, неоромантические тенденции)
Основное свойство: освоение «вещей в себе» и идей, находящихся за рамками чувственного восприятия.
Эстетика: символ (он должен заменить конкретный образ). Считалось, что символ связывает земное с миром иным, духовным. Главным в худ. творчестве предполагалось индивидуальное.
Символ (из греч. σύμβολον) — это условный знак, изоражение каких-либо понятий, идей, явлений.
Черты:
- крайний индивидуализм
- противопоставление индивидуального и социального
- утверждение однозначности реального и идеального
- культ таинственного, мистицизм
- сближение духовно-нравственного с религиозным
- иррациональность ( звучание, ритм заменяет значение: вера в магическую силу слова)
- сочетание противоречивых тенденций
- идея самоценности искусства ( искусство ради искусства).
Валерий Брюсов
Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний (латании – пальмы)
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине…
И прозрачные киоски
В звонко-звучной тишине
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне…
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.
- особая целевая аудитория
- двоемирие
- необычное содержание
- личность поэта и искусство на первом плане
БЕЗГЛАГОЛЬНОСТЬ (Бальмонт)
Есть в русской природе усталая нежность,
Безмолвная боль затаенной печали,
Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
Холодная высь, уходящие дали.
Приди на рассвете на склон косогора,-
Над зябкой рекою дымится прохлада,
Чернеет громада застывшего бора,
И сердцу так больно, и сердце не радо.
Недвижный камыш. Не трепещет осока.
Глубокая тишь. Безглагольность покоя.
Луга убегают далёко-далёко.
Во всем утомленье - глухое, немое.
Войди на закате, как в свежие волны,
В прохладную глушь деревенского сада,-
Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,
И сердцу так грустно, и сердце не радо.
Как будто душа о желанном просила,
И сделали ей незаслуженно больно.
И сердце простило, но сердце застыло,
И плачет, и плачет, и плачет невольно.
Андрей Белый
ВАКХАНАЛИЯ
И огненный хитон принес,
И маску черную в кардонке. кардонка (картонка)
За столиками гроздья роз
Свой стебель изогнули тонкий.
Бокалы осушал, молчал,
Камелию в петлицу фрака
Воткнул, и в окна хохотал
Из душного, ночного мрака -
Туда,- где каменный карниз
Светился предрассветной лаской,
И в рдяность шелковистых риз
Обвился и закрылся маской,
Прикидываясь мертвецом...
И пенились - шипели вина.
Возясь, перетащили в дом
Кровавый гроб два арлекина.
Над восковым его челом
Крестились, наклонились оба -
И полумаску молотком
Приколотили к крышке гроба,
Один - заголосил, завыл
Над мертвым на своей свирели;
Другой - цветами перевил
Его мечтательных камелий.
В подставленный сосуд вином
Струились огненные росы,
Как прободал ему жезлом
Грудь жезлоносец длинноносый.
1906, Мюнхен
Федор Сологуб
В тихий вечер на распутьи двух дорог
Я колдунью молодую подстерег,
И во имя всех проклятых вражьих сил
У колдуньи талисмана я просил.
Предо мной она стояла чуть жива,
И шептала чародейные слова,
И искала талисмана в тихой мгле,
И нашла багряный камень на земле,
И сказала: “Этот камень ты возьмешь, -
С ним не бойся, - не захочешь, не умрешь.
Этот камень все на шее ты носи
И другого талисмана не проси.
Не для счастья, иль удачи, иль венца, -
Только жить, все жить ты будешь без конца.
Станет скучно – ты веревку оборвешь,
Бросишь камень, станешь волен, и умрешь”.
7. Домашнее задание: подготовить сообщение об одном из поэтов-акмеистов (с. 51-58) с подборкой 1-2 стихотворений, выписать значение терминов импрессионизм, экспрессионизм.
Комментариев нет:
Отправить комментарий