План-конспект урока по русской литературе.
Тема: «Проверочная работа. Знакомство с личностью А. А. Блока»
Цели:
- Обучающая:
а) знакомство с новым поэтом
б) обзор основных вех биографии
в) знакомство с основными этапами творчества
2. Развивающая:
а) навыки конспектирования материала
б) навыки систематизации знаний
3. Воспитательная:
а) оценка уникальности поэзии А. А. Блока.
Методы: лекция, слово учителя, беседа.
Оборудование: доска, учебник, сборник и стихотворений Блока
Ход урока
Сообщение темы урока, его цели и задач.
II. Проверочная работа.
Тест по теме «Серебряный век»
Вариант 1.
- Объясните значение термина «серебряный век».
- Назовите известные вам литературные направления «серебряного века».
- Расшифруйте понятие «модернизм».
- Назовите черты символизма.
- Назовите представителей футуризма.
- Что такое «кларизм»?
- Как относятся футуристы к слову?
- Назовите цель творчества акмеистов.
- К какому направлению принадлежит данное стихотворение?
Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний (латании – пальмы)
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине…
И прозрачные киоски
В звонко-звучной тишине
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне…
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.
10. Найдите и выпишите признаки направления, к которому принадлежит данное стихотворение.
Тест по теме «Серебряный век»
Вариант 2.
- Объясните значение термина «серебряный век».
- Назовите известные вам литературные течения «серебряного века».
- Расшифруйте понятие «импрессионизм».
- Назовите черты акмеизма.
- Назовите представителей символизма.
- Что означает понятие «самовитое слово»?
- Как относятся символисты к слову?
- Назовите цель творчества футуристов.
- К какому направлению принадлежит данное стихотворение?
Я полюбил тебя в янтарный день,
Когда, лазурью светозарной
Рожденная, сочилась лень
Из каждой ветки благодарной.
Белело тело, белое, как хмель
Кипучих волн озерных.
Тянул, смеясь, веселый Лель
Лучи волосьев черных.
И сам Ярила пышно увенчал
Их сеть листвою заостренной,
И, улыбаясь, разметал
В лазури неба цвет зеленый.
10. Найдите и выпишите признаки направления, к которому принадлежит данное стихотворение.
Тест по теме «Серебряный век»
Вариант 3.
- Объясните значение термина «серебряный век».
- Назовите известные вам литературные течения «серебряного века».
- Расшифруйте понятие «экспрессионизм».
- Назовите черты футуризма.
- Назовите представителей акмеизма.
- Что такое «символ»?
- Как относятся акмеисты к слову?
- Назовите цель творчества символистов.
- К какому направлению принадлежит данное стихотворение?
Где прободают тополя жесть
Осени тусклого паяца, паяц – клоун, шут
Где исчезает с неба тяжесть
И вас заставила смеяться,
Где под собранием овинов овин –хоз. пристройка для сушки сена
Гудит равнинная земля,
Чтобы доходы счел Мордвинов,
Докладу верного внемля,
Где заезжий гость лягает пяткой,
Увы, несчастного в любви соперника,
Где тех и тех спасают прятки
От света серника, серник – серная спичка
Где под покровительством Януси
Живут индейки, куры, гуси,
Вы под заботами природы-тети
Здесь, тихоглазая, цветете.
- Найдите и выпишите признаки направления, к которому принадлежит данное стихотворение.
III. Объяснение нового материала
2. Работа с таблицей.
Период | Характерные черты | Произведения |
I период (1897—1904) | переживания влюбленного, культ «вечной женственности», отзвуки феодально-рыцарского романтизма и ожидание какой-то «лучшей», новой эры на земле. В тревожно-выжидательном настроении нашли отражение предреволюционные предчувствия. | первая книга «Стихи о Прекрасной даме» |
II период (1904—1907) | встреча блоковского романтизма со «страшным миром»; поэт клеймит «сытых» и сочувственно откликается на революцию 1905, в которой подчеркивает именно момент социальный. Поэт болезненно ощущает свой отрыв от масс. Поражение революции вызывает в Б. растерянность, близкую к отчаянию. Мистический символизм терпит полное крушение. Поиск утешения в личной жизни. | сбороник «Нечаянная радость», цикл «Снежная маска» |
III период (1907—1916) | «от романтизма к реализму», 1) трагедия отрезвления, разочарования, душевной опустошенности, вплоть до «мировой скорби»; 2) неонародничество; Б. чувствует «любовь до боли» к «России народной»: прошлой — деревенско-дикарской, настоящей — поруганной реакцией, и будущей — «Америке новой»; 3) гражданское негодование — гневный протест против реакции. | 1) 3-я книга стихов и «Седое утро» 2) «Песня судьбы», «Стихи о России» 3) Ямбы», «Возмездие» + циклы «Итальянские стихи», «Кармен» и драма «Роза и крест» |
IV период (1917—1918) | Произведения революционно-романтической и лево-народнической направленности | поэма «Двенадцать», стихотв. «Скифы», статья «Интеллигенция и революция» |
V период (1918—1921) | вместе со спадом у него революционного романтизма, наблюдается и общий упадок творчества. Стих становится вялым; блоковский лиризм утрачивает свою власть над читателем. | последняя вышедшая при жизни Блока книга — «Рамзес» |
IV. Проверка домашнего задания.
V. Домашнее задание: краткая характеристика любых 10- стихотворений из сборника «Стихи о Прекрасной даме».
Комментариев нет:
Отправить комментарий