среда, 7 декабря 2011 г.

Блок. Жизнь и творчество. План-конспект


План-конспект урока по русской литературе.

Тема: «Проверочная работа. Знакомство с личностью А. А. Блока»

Цели:
  1. Обучающая:
а) знакомство с новым поэтом
б) обзор основных вех биографии
в) знакомство с основными этапами творчества
2. Развивающая:
а) навыки конспектирования материала
б) навыки систематизации знаний
3. Воспитательная:
а) оценка уникальности поэзии А. А. Блока.

Методы: лекция, слово учителя, беседа.
Оборудование: доска, учебник, сборник и стихотворений Блока

Ход урока

I. Организационный момент:
Сообщение темы урока, его цели и задач.

II. Проверочная работа.
Тест по теме «Серебряный век»

Вариант 1.

  1. Объясните значение термина «серебряный век».
  2. Назовите известные вам литературные направления «серебряного века».
  3. Расшифруйте понятие «модернизм».
  4. Назовите черты символизма.
  5. Назовите представителей футуризма.
  6. Что такое «кларизм»?
  7. Как относятся футуристы к слову?
  8. Назовите цель творчества акмеистов.
  9. К какому направлению принадлежит данное стихотворение?

Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний                 (латании – пальмы)
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине…
И прозрачные киоски
В звонко-звучной тишине
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне…
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.

10. Найдите и выпишите признаки направления, к которому принадлежит данное стихотворение.
Тест по теме «Серебряный век»

Вариант 2.

  1. Объясните значение термина «серебряный век».
  2. Назовите известные вам литературные течения «серебряного века».
  3. Расшифруйте понятие «импрессионизм».
  4. Назовите черты акмеизма.
  5. Назовите представителей символизма.
  6. Что означает понятие «самовитое слово»?
  7. Как относятся символисты к слову?
  8. Назовите цель творчества футуристов.
  9. К какому направлению принадлежит данное стихотворение?

Я полюбил тебя в янтарный день,
         Когда, лазурью светозарной
         Рожденная, сочилась лень
         Из каждой ветки благодарной.

Белело тело, белое, как хмель
         Кипучих волн озерных.
         Тянул, смеясь, веселый Лель
         Лучи волосьев черных.

И сам Ярила пышно увенчал
         Их сеть листвою заостренной,
         И, улыбаясь, разметал
         В лазури неба цвет зеленый.

10. Найдите и выпишите признаки направления, к которому принадлежит данное стихотворение.

Тест по теме «Серебряный век»

Вариант 3.

  1. Объясните значение термина «серебряный век».
  2. Назовите известные вам литературные течения «серебряного века».
  3. Расшифруйте понятие «экспрессионизм».
  4. Назовите черты футуризма.
  5. Назовите представителей акмеизма.
  6. Что такое «символ»?
  7. Как относятся акмеисты к слову?
  8. Назовите цель творчества символистов.
  9. К какому направлению принадлежит данное стихотворение?

Где прободают тополя жесть
Осени тусклого паяца,                                паяц – клоун, шут
Где исчезает с неба тяжесть
И вас заставила смеяться,
Где под собранием овинов                      овин –хоз. пристройка для сушки сена
Гудит равнинная земля,
Чтобы доходы счел Мордвинов,
Докладу верного внемля,
Где заезжий гость лягает пяткой,
Увы, несчастного в любви соперника,
Где тех и тех спасают прятки
От света серника,                                      серник – серная спичка
Где под покровительством Януси
Живут индейки, куры, гуси,
Вы под заботами природы-тети
Здесь, тихоглазая, цветете.

  1. Найдите и выпишите признаки направления, к которому принадлежит данное стихотворение.


III. Объяснение нового материала


2. Работа с таблицей.
Период
Характерные черты
Произведения
 I период (1897—1904)
переживания влюбленного, культ «вечной женственности», отзвуки феодально-рыцарского романтизма и ожидание какой-то «лучшей», новой эры на земле. В тревожно-выжидательном настроении нашли отражение предреволюционные предчувствия.
первая книга «Стихи о Прекрасной даме»
II период (1904—1907)
встреча блоковского романтизма со «страшным миром»; поэт клеймит «сытых» и сочувственно откликается на революцию 1905, в которой подчеркивает именно момент социальный. Поэт болезненно ощущает свой отрыв от масс. Поражение революции вызывает в Б. растерянность, близкую к отчаянию. Мистический символизм терпит полное крушение. Поиск утешения в личной жизни.
сбороник «Нечаянная радость», цикл «Снежная маска»
III период (1907—1916)
«от романтизма к реализму», 1) трагедия отрезвления, разочарования, душевной опустошенности, вплоть до «мировой скорби»; 2) неонародничество; Б. чувствует «любовь до боли» к «России народной»: прошлой — деревенско-дикарской, настоящей — поруганной реакцией, и будущей — «Америке новой»; 3) гражданское негодование  — гневный протест против реакции.
1)     3-я книга стихов и «Седое утро»
2)       «Песня судьбы», «Стихи о России»
3)      Ямбы», «Возмездие»
+ циклы
«Итальянские стихи», «Кармен» и драма «Роза и крест»
IV период (1917—1918)
Произведения революционно-романтической и лево-народнической направленности
поэма «Двенадцать», стихотв. «Скифы», статья «Интеллигенция и революция»
V период (1918—1921)
вместе со спадом у него революционного романтизма, наблюдается и общий упадок творчества. Стих становится вялым; блоковский лиризм утрачивает свою власть над читателем.
последняя вышедшая при жизни Блока книга — «Рамзес»




IV. Проверка домашнего задания.
V. Домашнее задание: краткая характеристика любых 10- стихотворений из сборника «Стихи о Прекрасной даме».

Комментариев нет:

Отправить комментарий