среда, 7 декабря 2011 г.

Футуризм. План-конспект


План-конспект урока по русской литературе.

Тема: «Серебряный век русской поэзии (1890-е – начало 1920-х годов). Футуризм»
Цели:
1.        Обучающая:
а) знакомство с новым направлением и течениями
б) обзор основных аспектов «Серебряного века»
в) знакомство с принципами футуризма
2. Развивающая:
а) навыки конспектирования материала
б) навыки систематизации знаний
3. Воспитательная:
а) оценка уникальности поэзии «Серебряного века».

Методы: лекция, слово учителя, беседа.
Оборудование: доска, учебник, сборник стихотворений Маяковского, Хлебникова.

Используемые источники: сборники стихотворений Хлебникова, Северянина, Маяковского, ru.wikipedia.org, «Литература в таблицах и схемах» М. Мещерякова, http://www.literrat.ru/

Ход урока

I. Организационный момент:
Сообщение темы урока, его цели и задач.

II. Слово учителя.

1.        Анализ стихотворений с точки зрения принадлежности к направлению (символизм, акмеизм, футуризм).
Ребята, давайте вспомним особенности символизма и акмеизма.

Валерий Брюсов (символизм)

Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний                 (латании – пальмы)
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине…
И прозрачные киоски
В звонко-звучной тишине
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне…
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.
·          музыкальность слога
·          особая целевая аудитория
·          двоемирие
·          мистика
·          игра звука и образов
·          символ

Береза (Сергей Городецкий) (акмеизм)

Я полюбил тебя в янтарный день,
Когда, лазурью светозарной
         Рожденная, сочилась лень
         Из каждой ветки благодарной.
Белело тело, белое, как хмель
         Кипучих волн озерных.
         Тянул, смеясь, веселый Лель
         Лучи волосьев черных.
И сам Ярила пышно увенчал
         Их сеть листвою заостренной,
         И, улыбаясь, разметал
         В лазури неба цвет зеленый.
§          радость любования бытием
§          акцент на краски
§          кларизм
§          обращение к подлинности чувств


x x x (Велимир Хлебников) (футуризм)

Где прободают тополя жесть
Осени тусклого паяца,                                паяц – клоун, шут
Где исчезает с неба тяжесть
И вас заставила смеяться,
Где под собранием овинов                      овин –хоз. пристройка для сушки сена
Гудит равнинная земля,
Чтобы доходы счел Мордвинов,
Докладу верного внемля,
Где заезжий гость лягает пяткой,
Увы, несчастного в любви соперника,
Где тех и тех спасают прятки
От света серника,                                      серник – серная спичка
Где под покровительством Януси
Живут индейки, куры, гуси,
Вы под заботами природы-тети
              Здесь, тихоглазая, цветете.


ü        Отличается ли это стихотворение от двух предыдущих? да. Чем?
ü        Как вы думаете, почему возникло такое направление как футуризм в «Серебряном веке»?
2.        Лекция.
Возникновение футуризма.
 Футуризм был интернациональный явлением. Течение развивалось в Италии и России. Русский футуризм возник независимо от итальянского на рубеже 1900-1910-х гг. О поэтическом течении:

Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России.

В отличие от акмеизма, футуризм как течение в отечественной поэзии возник отнюдь не в России. Это явление целиком привнесенное с Запада, где оно зародилось и было теоретически обосновано. Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944), выступивший 20 февраля 1909 года на страницах субботнего номера парижской газеты «Фигаро» с первым «Манифестом футуризма», в котором была заявлена «антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» его направленность.

В принципе, любое модернистское течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых норм, канонов, традиций. Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью. Это течение претендовало на построение нового искусства — «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства».
Что принес поэзию футуризм?
1.        Новый тип лирического героя, выражающего не индивидуальную, а массовую психологию.
2.        Новые жанры, лексика, образный ряд
3.        Разрушение культурных традиций

4.        Конспект:

Футуристы были одержимы идеей разрушения старого мира. Недаром одно из важнейших футуристических изданий самоопределилось именно как пощечина общественному вкусу – в этом содержится указание на конфликтность и полемичность по отношению к предшественникам.
  Художественной системе футуристов свойственны
§          культ техники, индустриализация городов;
§          отрицание гармонии как принципа искусства;
§          словесные деформации, напряженный интерес к «самовитому слову», к неологизму, к игровому началу;
§          абсолютизация динамики силы, творческого произвола художника;
§          пафос эпатажа
5.        Работа с таблицей «Направления серебряного века»
Критерии для сопоставления
Символисты
Акмеисты
Футуристы
1. Представители
«Старшие символисты»: В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб.
«Младосимволисты»:
А. Блок, А. Белый, В. Иванов
А. Ахматова, Н. Гумилев, С. Городецкий, М. Зинкевич, О. Мандельштам, В. Нарбут, Лозинский М., Кривич В.
«Эгофутурист» - И. Северянин, «Мезонин поэзии» -В. Лавренев, Р. Ивнев, «Центрифуга» - Н. Асеев, Б. Пастернак, кубофутуристы  (или будетляне) д. Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников
2. Цель творчества
Расшифровка тайнописи, воплощенной в слове, пророчество
Возвращение поэзии ясности, вещности
Вызов традиции
3. Отношение к миру
Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной красоты
Понимание мира как совокупности простых предметов, острых, резких вещных знаков
Одержимость идеей разрушения старого мира
4. Отношение к слову
Понимание слова как многосмысленного послания, вести, элемента тайнописи
Стремление придать слову определенное, точное значение
Интерес к «самовитому слову», словесным деформациям, создание неологизмов
5. Особенности формы
Господство намеков и иносказания, знаковое наполнение обычных слов, изысканная образность, музыкальность, легкость слога
Конкретная образность, «прекрасная ясность»
Обилие неологизмов, разговорная интонация, пафос эпатажа

Комментариев нет:

Отправить комментарий