План-конспект урока по русской литературе.
Тема: «Серебряный век русской поэзии (1890-е – начало 1920-х годов). Футуризм»
Цели:
1. Обучающая:
а) знакомство с новым направлением и течениями
б) обзор основных аспектов «Серебряного века»
в) знакомство с принципами футуризма
2. Развивающая:
а) навыки конспектирования материала
б) навыки систематизации знаний
3. Воспитательная:
а) оценка уникальности поэзии «Серебряного века».
Методы: лекция, слово учителя, беседа.
Оборудование: доска, учебник, сборник стихотворений Маяковского, Хлебникова.
Используемые источники: сборники стихотворений Хлебникова, Северянина, Маяковского, ru.wikipedia.org, «Литература в таблицах и схемах» М. Мещерякова, http://www.literrat.ru/
Ход урока
Сообщение темы урока, его цели и задач.
II. Слово учителя.
1. Анализ стихотворений с точки зрения принадлежности к направлению (символизм, акмеизм, футуризм).
Ребята, давайте вспомним особенности символизма и акмеизма.
Валерий Брюсов (символизм)
Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний (латании – пальмы)
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине…
И прозрачные киоски
В звонко-звучной тишине
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне…
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.
· музыкальность слога
· особая целевая аудитория
· двоемирие
· мистика
· игра звука и образов
· символ
Береза (Сергей Городецкий) (акмеизм)
Я полюбил тебя в янтарный день,
Когда, лазурью светозарной
Рожденная, сочилась лень
Из каждой ветки благодарной.
Белело тело, белое, как хмель
Кипучих волн озерных.
Тянул, смеясь, веселый Лель
Лучи волосьев черных.
И сам Ярила пышно увенчал
Их сеть листвою заостренной,
И, улыбаясь, разметал
В лазури неба цвет зеленый.
§ радость любования бытием
§ акцент на краски
§ кларизм
§ обращение к подлинности чувств
x x x (Велимир Хлебников) (футуризм)
Где прободают тополя жесть
Осени тусклого паяца, паяц – клоун, шут
Где исчезает с неба тяжесть
И вас заставила смеяться,
Где под собранием овинов овин –хоз. пристройка для сушки сена
Гудит равнинная земля,
Чтобы доходы счел Мордвинов,
Докладу верного внемля,
Где заезжий гость лягает пяткой,
Увы, несчастного в любви соперника,
Где тех и тех спасают прятки
От света серника, серник – серная спичка
Где под покровительством Януси
Живут индейки, куры, гуси,
Вы под заботами природы-тети
Здесь, тихоглазая, цветете.
ü Отличается ли это стихотворение от двух предыдущих? да. Чем?
ü Как вы думаете, почему возникло такое направление как футуризм в «Серебряном веке»?
2. Лекция.
Возникновение футуризма.
Футуризм был интернациональный явлением. Течение развивалось в Италии и России. Русский футуризм возник независимо от итальянского на рубеже 1900-1910-х гг. О поэтическом течении:
Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России.
В отличие от акмеизма, футуризм как течение в отечественной поэзии возник отнюдь не в России. Это явление целиком привнесенное с Запада, где оно зародилось и было теоретически обосновано. Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944), выступивший 20 февраля 1909 года на страницах субботнего номера парижской газеты «Фигаро» с первым «Манифестом футуризма», в котором была заявлена «антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» его направленность.
В принципе, любое модернистское течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых норм, канонов, традиций. Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью. Это течение претендовало на построение нового искусства — «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства».
Что принес поэзию футуризм?
1. Новый тип лирического героя, выражающего не индивидуальную, а массовую психологию.
2. Новые жанры, лексика, образный ряд
3. Разрушение культурных традиций
4. Конспект:
Футуристы были одержимы идеей разрушения старого мира. Недаром одно из важнейших футуристических изданий самоопределилось именно как пощечина общественному вкусу – в этом содержится указание на конфликтность и полемичность по отношению к предшественникам.
Художественной системе футуристов свойственны
§ культ техники, индустриализация городов;
§ отрицание гармонии как принципа искусства;
§ словесные деформации, напряженный интерес к «самовитому слову», к неологизму, к игровому началу;
§ абсолютизация динамики силы, творческого произвола художника;
§ пафос эпатажа
5. Работа с таблицей «Направления серебряного века»
Критерии для сопоставления | Символисты | Акмеисты | Футуристы |
1. Представители | «Старшие символисты»: В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб. «Младосимволисты»: А. Блок, А. Белый, В. Иванов | А. Ахматова, Н. Гумилев, С. Городецкий, М. Зинкевич, О. Мандельштам, В. Нарбут, Лозинский М., Кривич В. | «Эгофутурист» - И. Северянин, «Мезонин поэзии» -В. Лавренев, Р. Ивнев, «Центрифуга» - Н. Асеев, Б. Пастернак, кубофутуристы (или будетляне) д. Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников |
2. Цель творчества | Расшифровка тайнописи, воплощенной в слове, пророчество | Возвращение поэзии ясности, вещности | Вызов традиции |
3. Отношение к миру | Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной красоты | Понимание мира как совокупности простых предметов, острых, резких вещных знаков | Одержимость идеей разрушения старого мира |
4. Отношение к слову | Понимание слова как многосмысленного послания, вести, элемента тайнописи | Стремление придать слову определенное, точное значение | Интерес к «самовитому слову», словесным деформациям, создание неологизмов |
5. Особенности формы | Господство намеков и иносказания, знаковое наполнение обычных слов, изысканная образность, музыкальность, легкость слога | Конкретная образность, «прекрасная ясность» | Обилие неологизмов, разговорная интонация, пафос эпатажа |
Комментариев нет:
Отправить комментарий