среда, 7 декабря 2011 г.

Условия и основные компоненты процесса общения. План-конспект


План-конспект урока по русскому языку
Тема: « Условия и основные компоненты процесса общения».
Цели урока:
  • закрепление ранее изученного материала
  • знакомство с условиями и компонентами, средствами  общения
  • обобщить знания об уместном употреблении в устных и письменных высказываниях средств выразительности – тропов и фигур речи.
Оборудование: доска, учебное пособие для 11-ых классов по русскому языку, план-конспект учителя


Ход урока
I. Оргмомент
II. Повторение ранее изученного материала
  Соотнесите сложноподчиненные предложения с типом их придаточной части:
а) Но люди, очевидно, уже привыкли к тревогам и шуму разрушающейся жизни, так же, как привыкли галки и вороны с утра до вечера летать над городом. (3)
б) Я первый  раз попал в этот городок, хотя услышал о нем впервые двадцать лет назад. (2)
в) Нескошенные луга настолько душисты, что с непривычки туманится и тяжелеет голова.(4)
г) Я проснулся оттого, что мне стало невыносимо тяжело дышать.(5)
д) У Михаила Орлова был брат Алексей, который не был членом Тайного общества и пользовался доверием Николая I. (1)
е) Голубое небо отражалось в движущихся зеркальных арках, точно открывались и медленно опускались веки прекрасных глаз. (6)
ж) Совместно придумали они версию, дабы скрыть поединок. (7)
з) Как ни напрягал я своё зрение, в громадном пространстве я не увидел, кроме этого огня, ни светлой точки. (2)
Придаточная часть:
1)      определительная
2)      уступки
3)      образа действия
4)      меры и степени
5)      причины
6)      сравнительная
7)      цели

III. Проверка домашнего задании.
IV. Объяснение нового материала
  1. Слово учителя.
Впервые чутко разграничил понятия язык и речь швейцарский ученый Фердинанд де Соссюр, один из создателей лингвистики 20 века. С тех пор необходимость различать язык и речь стала у филологов общепринятой.
  • Что такое язык?
  • Что такое речь?
Под запись:
 Язык – система фонетических, лексических и грамматических средств, являющихся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений служащая важнейшим средством общения людей.
 Речь – деятельность говорящего, использующего средства общения с другими членами данного языкового коллектива и обращения к самому себе.
 Речевое общение – это форма взаимодействия двух или более людей посредством языка.
  1. Чтение и анализ текста ( упр. 30)

 Обратимся к рассказу А.П. Чехова «Тоска». Помните, у старого извозчика Ионы Потановича умер сын. Слез у Ионы нет. Не до слез, когда надо хоть на овес лошади заработать. Однако его тоска стремится найти выход. Иона чувствует потребность с кем-нибудь поговорить. Он обращается к одному, второму, третьему извозчику, но все напрасно. Один – рассеян, другой отмахнулся от чужого горя. Так и не найдя никого, кому бы можно было рассказать о своем горе, поделиться своими мыслями, Иона идет ночью к лошади и ей рассказывает о смерти сына. Но человеку важно не только поделиться с кем-то своими мыслями и чувствами, ему важно также услышать мнение и поддержку человека о сказанном.
 Речевое общение для человека – это среда его обитания, так как оно помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить плану, реализовать их. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высот цивилизации, подняться в космос, проникнуть в недра земли. Без речевого общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, образование, развитие интеллекта.

  • Какова основная мысль текста?
  • Что такое речевое общение?
  • С какой целью оно происходит?

  1. Чтение теоретического материала, данного в учебнике на с. 20-21; составление тезисного плана.
 Речевое общение – это форма взаимодействия двух и более людей посредством языка.
 Для обеспечения взаимодействия между людьми в процессе общения, эффективного, конструктивного, а порой и компромиссного разрешения конфликтов нужно знать условия и компоненты процесса речевого общения.
 Условиями эффективного общения являются:
  • потребность в коммуникации;
  • настроенность на тему общения;
  • знание фактического материала обсуждаемой темы;
  • знание норм речевого этикета и правил речевого общения;
  • умение слушать, вникать в замысел говорящего и прогнозировать ситуацию результативного общения.
Компоненты процесса речевого общения:
  • речевая ситуация – речевое общение происходит в определенных ситуациях, между определенными участниками и с обозначенной целью;
  • речевое действие – участник (адресант) общения, произнося речь, совершает определенное действие, направленное на второго участника общения (адресанта). Например, фразой «Благодарю вас» участник совершает действие – выражает благодарность; фразой «Обещаю больше так не поступать» - речевое действие «обещание»;
  • виды речи – монологические виды речи в устной и письменной формах, которые выделяются в соответствии с речевыми целями говорящего (пишущего): информировать (информационная речь); убедить (убеждающая речь); призвать (речь, призывающая к действию); воодушевить (воодушевляющая речь); развлечь (развлекательная речь) и др.;
  • средства организации речевого общения – языковые и речевые выразительные средства; нормы и качества речи; правила речевого этикета, речевого общения; коммуникативные умения (составлять план содержания общения; отбирать фактический материал к каждому  пункту плана; определять способы перехода от одной части к другой и связи между всеми частями содержания; отбирать необходимые контактные приемы и т.д.)
V.  Домашнее задание: упр. 31, правило на с. 20-21.

Комментариев нет:

Отправить комментарий