среда, 7 декабря 2011 г.

План-конспект.Крылов.6 класс



Тема: «И.А. Крылов. Урок-игра. Сила басен Крылова»
Цели урока:
познавательная: познакомить учащихся с личность Ивана Андреевича Крылова, спецификой его басен, мнениями современников о его творчестве; способствовать формированию у учащихся представлению о морали, нравственных принципах;

развивающая: развить навыки выразительного чтения и анализа басни, выработка умения изученным оперировать материалом; развить умение идентификации басни

воспитательная: оценка выразительности, ёмкости художественного языка И. А. Крылова; воспитание духовных и нравственных ценностей, находящих свое отражения в баснях Крылова.

Тип урока: урок-игра.

Оборудование: доска, карточки, жетоны, таблица «басня как жанр», портрет Крылова, оформление в виде рисунков о героях басен Ивана Андреевича.

План урока
1. Оргмомент:

1. Вступительное слово учителя;

2. Объявление темы урока, постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности;

3. Работа с портретом И. А. Крылова


2. Проверка домашнего задания:

1. Слово учителя о центоне, проверка подготовленных центонов

2. Слово учителя о постановках, проверка постановок на сюжет басен Крылова

3. Литературная викторина:

1. Комментарии учителя о правилах проведения игры;

2. Конкурсная программа.

4. Подведение итогов:

1. Заключительное слово учителя;

2. Итоговые вопросы.

5. Домашнее задание.









Ход урока



I. Слово учителя

Ребята! Сегодня у нас с вами праздник. Настоящий, большой праздник. Мы будем говорить об Иване Андреевиче Крылове, читать его басни, образец свободной, разговорной речи, живописной выразительности.



Работа с портретом (устное иллюстрирование с элементами беседы)

- Каковы общие черты изображаемого лица? ( Старчески одутловатое лицо. Седые пряди волос, беспорядочно падающие на лоб и виски. Нависшие брови)

- Что привлекает наше внимание? (Глаза) Какие они?



Прошло 167 лет со дня смерти великого баснописца. 167 лет – это долгий срок. Но басни Крылова выдержали испытание временем.

С детских лет мы знакомимся с баснями и всю жизнь не расстаемся с ними.

Михаил Исаковский к столетию со дня рождения Крылова:

- Кто не слыхал его живого слога?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.



Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые Крыловские слова.



II. Проверка домашнего задания

Ребята, вы прослушали замечательные стихи поэта Исаковского, но мы с вами знаем, что можно быть творческой личностью в литературе, не написав ни строчки. Я попрошу вас озвучить центоны, которые вы подготовили дома.



А вот центон, который приготовили мы:



Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,

Тихохонько Медведя толк ногой,

И говорит ему: «Полушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище?

Спой светик, не стыдись!

Не даром говорится,

Что дело мастера боится».

Медведь взвревел – и подлинно запел;

Да только лишь совсем особым складом:

То он пищал, то он хрипел,

То верещал козленком,

То не путем мяукал он котенком.

По счастью, близко тут Журавль случился.

Он костью чуть не подавился.



А теперь давайте посмотрим, инсценировки, заготовленные вами.



III. Литературная викторина (команды приглашаются на свои места)

1.) Конкурс «Басня как жанр»

1. Что такое басня? (короткая повествовательная форма, сюжетно законченная и подлежащая аллегорическому истолкованию как иллюстрация к известному житейскому или нравственному правилу)

2. Признаки басни? (дидактика, личины зверей, разговорный язык, свободный стих)

3. Аллегория? (иносказние)

4. Особенности языка басни? (просто, доступность, пословицы)



1. Композиция басни? (1 рассказ об известном событии, конкретном и единичном, но легко поддающемся обобщительному истолкованию, и 2. нравоучение, следующее за рассказом или ему предшествующее)

2. Мораль в басне? (поучительный вывод)

3. Когда возникла басня? (6 в. до н.э. Эзоп)

4. Особенности стиля басни?( слог прост, без возвышенности и пафоса)



2.) Конкурс «Узнайте басню по морали»



- Как называются процитированные части басен Крылова?

Из каких басен они взяты?

1. Когда в товарищах согласья нет… (Лебедь, Рак и Щука)

2. Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна,

Но всё не впрок,

И в сердце льстец

Всегда отыщет уголок ( «Ворона и лисица»)

3. За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит петуха?

За то, что хвалит он кукушку. (Кукушка и петух)



1. Ай, Моська! Знать она сильна,

Что лает на Слона! («Слон и Моська»)

2. Вперед чужой беде не смейся, Голубок! ( «Чиж и Голубь»)

3. Много так же мы боимся,

Поколь к нему не приглядимся. («Лев и Лисица)



3.) Конкурс «Пословицы, поговорки, афоризмы»



Назовите басни, из которых взяты эти пословицы, поговорки, афоризмы.

1. Ты все пела? Это дело,

Так пойди же попляши. (Стрекоза)

2. Хоть видит око, да зуб неймет ( Лисица и виноград)

3. Хоть ты и в новой коже,

Да сердце у тебя всё то же ( Крестьянин и Змея)

4. Не дай бог с дураком связаться

Услужливый дурак опаснее врага! (Пустынник и Медведь)

5. Таким же образом, видал я, иногда

Иные господа,

Запутавши дела, их поправляют;

Посмотришь: в Тришкином кафтане щеголяют (Тришкин кафтан)

6. То ведай, что твои и проза и стихи

Тошнее будут всем Демьяновой ухи. (Демьянова уха)



4.) Конкурс «Пропущенное слово»



Задача: восстановить тексты басен И. Крылова, вписав пропущенные слова.

Время выполнения – 5 минут.

Оценивание: по 1 баллу за каждое правильно вставленное слово.

Для команды № 1

ВОРОНА И ЛИСИЦА

Вороне где-то ___________ послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать-было совсем уж собралась,

Да _________________, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близехонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр,— Лисицу сыр пленил.

_______________ к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,

И говорит так __________, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за ____________, что за глазки!

Рассказывать, так, _________, сказки!

(бог, призадумалась, плутовка, сладко, шейка, право)

Для команды № 2

ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК

Когда в товарищах ___________ нет,

На _________ их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только _________.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с ___________ воз взялись

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ___________!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак ____________ назад, а Щука тянет в воду.

(согласья, лад, мука, поклажей, ходу, пятится)



5. Конкурс «Бюро находок»

Поступило много вещей: сыр, очки, виноград, сеть, зеркало.

Как зовут владельцев и в каких баснях они живут? (3 минуты)

«Ворона и Лисица», «Мартышка и очки», «Лисица и виноград», «Лев и Мышь», «Зеркало и Обезьяна».



6. Конкурс « Раскрась»

Команды получают по одному черно-белому рисунку. их задача быстро и красиво раскрасить.

7. Конкурс «Как мы знаем басни»

По 3 вопроса команды друг другу.

Назвать четыре басни на букву «К».

8. Конкурс «Угадай героя басни».

Задание для капитанов.



Кто из героев басен И.А.Крылова:

1.В жаркий день зашёл к ручью напиться?

(Ягнёнок из басни «Волк и Ягнёнок»)

2.Увидевши Слона, ну на него метаться,

И лаять, и визжать, и рваться?

(Моська из басни «Слон и Моська»)

3.Вертит Очками так и сяк:

То к темю их прижмёт,

То их на хвост нанижет,

То их понюхает,

То их полижет?

(Мартышка из басни «Мартышка и Очки»)

4.Защёлкал, засвистал на тысячу ладов,тянул, переливался?

(Соловей из басни «Осёл и Соловей»)

5.Ударили в смычки, дерут,а толку нет?

(Мартышка, Осёл, Козёл и Мишка из басни «Квартет»)

6.Лето красное пропела?

(Стрекоза из басни «Стрекоза и Муравей»)





IV. Заключительное слово учителя

В.Г. Белинский: «Слава Крылова все будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского».

 Понравились ли вам басни? Урок?

 Что для вас открыл баснописец Крылов? Пригодиться ли вам это в жизни?

• Комментарии учителя о работе учеников. Подсчет баллов. Выставление оценок.

V. Домашнее задание

Подготовить интересные факты биографии М.Ю. Лермонтова, выучить одно стихотворение на выбор.

1 комментарий: