среда, 7 декабря 2011 г.

План-конспект.Дубровский. Итоговая тема


План-конспект урока по русской литературе


Тема: «Раскрываем загадки Дубровского»

Цели:

• Знакомство с историческими реалиями, зашифрованными в тексте

• Обобщение и систематизация знаний о повести «Дубровский»

• Выработка умения рассуждать на заданную тему

• Развить умение аргументировано отвечать на аналитические вопросы

• Оценка художественной ценности произведения

Задачи:

• Вспомнить сюжет произведения

• Анализ персонажей

• Охарактеризовать реалии нехарактерные для современности

• Выявить мотивировку поступков героев

• Учиться анализировать текст, фрагмент

Методы и приемы: блиц-опрос, аналитическая беседа, устное иллюстрирование, слово учителя, письменный тест, работа с учебником.



Оборудование: доска, учебник по русской литературе для 6-ых классов, текст А.С. Пушкина «Дубровский», иллюстрации, карточки с тестом.



Используемая литература: А.С. Пушкин «Дубровский», «Русская литература. 6 класс», CD-ROM «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», http://a4-format.ru/book-titles.php?lt=207&author=53&dtls_books=1&title=47&submenu=5.







Ход урока





I. Организационный момент

Сообщение темы урока, его цели и задач.

II. Опрос

Проверка домашнего задания

Письменный тест (5 минут)

1. Троекуров:

а) высокообразованный дворянин;

б) человек необразованный и грубый;

в) получил блестящее образование, но нигде не смог проявить его должным образом.

2. Троекуров:

а) имел много крепостных;

б) отпустил их всех на волю;

в) был бедный, жил со слугой и няней.



3. Дворовые Троекурова:

а) искренне любили хозяина;

б) боялись его;

в) пользовались покровительством хозяина и вели себя нагло;

4. Старый Дубровский:

а) был очень богат;

б) владел 70 крестьянами;

в) служил в армии и получал там жалование;

5. Троекуров по чину и званию:

а) был выше старого Дубровского;

б) равный с ним;

в) ниже его;



6. Троекуров и Дубровский:

а) были очень дружны;

б) слегка поссорились; .

в) были дружны,но затем стали врагами и судились за право владеть Кистеневкой;

7. Владимир Дубровский:

а) жил с отцом;

б) в Петербурге;

в) за границей.



8. Владимир приехал домой по вызову няни:

а) застал отца живым и здоровым;

б) нашел его больным и впавшим в детство;

в) не застал отца в живых.



9. Владимир:

а) любил Троекурова как родного отца;

б) уважал его;

в) ненавидел, считал виновным в смерти отца.

10. Кистеневку сожгли:

а) случайно;

б) крепостные Дубровского сознательно, по собственной инициативе;

в) крестьяне по сговору с Владимиром Дубровским.

11. Архип-кузнец:

а) жестокий злодей;

б) добрый и миролюбивый;

в) справедливый.



12. Дефорж, появившийся у Троекурова, - это

а) Дубровский;

б) настоящий француз;

в) переодетый крепостной крестьянин Дубровского.

13. Саша - это:

а) крепостной Дубровского;

б) брат Маши Троекуровой;

в) брат Дубровского.



14. В гостях у Троекурова собрались:

а) одна родня - 7 человек;

б) 80 человек со всей округи;

в) вельможи из Москвы.



15. О Дубровском-разбойнике впервые объявили:

а) Троекуров;

б) Антон Пафнутьич;

в) говорили со всех сторон.

16. Владимир Дубровский:

а) ровесник Маши;

б) намного старше ее;

в) старше ее на 5 лет.



17.Антон Пафнутьевич оказался в одной комнате с Дефоржем:

а) Дефорж затащил его к себе;

б) Антон Пафнутьевич сам захотел ночевать с учителем;

в) Троекуров велел понаблюдать за учителем.

18. Маша:

а) сразу полюбила Дефоржа, поэтому пошла на свидание;

б) она знала, что это Дубровский, которого она любила с детства;

в) пошла на свидание из любопытства.



19. Маша не согласилась уйти с Дубровским, потому что:

а) не любила его и боялась;

б) считала брак, освященный венчанием, нерасторжимым;

в) она очень любила князя Верейского.



20. Владимир Дубровский:

а) остался разбойником;

б) погиб;

в) бросил шайку и уехал за границу.

Код: 1б, 2а, 3в, 4Б, 5А, 6В, 7Б, 8Б, 9В, 10В, 11В, 12А, 13Б, 14Б, 15В, 16В, 17Б, 18В, 19Б, 20В.



Беседа с элементами опроса «Исторические реалии»

1) «Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра. Кто такой стремянный? (конюх-слуга, ухаживающий за лошадью барина)

2) «Кирилла Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа». Кто такой холоп? (крепостной слуга)

3) Чем занимается гувернёр? (воспитатель)

4) Кто такой стряпчий? Где он работает? (стряпчий – ходатай по служебным делам)

5) «На днях покровский пономарь сказал на крестинах у нашего старосты: полно вам гулять; вот ужо приберет вас к рукам Кирилла Петрович». Где служит пономарь? (в христианской церкви)

6) Что такое купчая? (документ на приобретённое, купленное имущество)

7) Кем был по профессии у себя на родине настоящий Дефорж-француз? (кондитер)

8) -Так, видно, этот Кирилла Петрович у вас делает что хочет?

- И вестимо, барин: заседателя, слышь, он и в грош не ставит, исправник у него на посылках» Кто такой исправник? (начальник местной полиции)

9) «Троекуров часто говаривал Дубровскому: «Слушай, брат, Андрей Гаврилович, коли в твоём Володьке будет путь, так отдам за него Машу; даром что он гол как сокол» Что обозначает выражение «гол как сокол»?

10) «Не наше холопье дело разбирать барские воли, а, ей-богу, напрасно батюшка ваш пошёл на Кириллу Петровича, плетью обуха не перешибёшь» что значит пословица «плетью обуха не перешибёшь»? (о твердолобом человеке; обух – тупая сторона острого орудия)

11) «Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирилла Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань»… Что такое подобострастие? (льстивость, угодливость)

12) «Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе… С крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно, но они тщеславились богатством и славою своего господина». Что значит тщеславились? (хвалились, кичились)



Устное иллюстрирование (Приложения 1-5)

1. «Дубровский». Глава 1. На псарне у Троекурова. Художник Б. Кустодиев. 1919


2. «Дубровский». Глава 4. «Больной указывал пальцем на двор с видом ужаса и гнева». Художник Б. Косульников

3. «Дубровский». Глава 6. Дубровский с няней у горящего дома. Художник Д. Шмаринов. 1949



4. «Дубровский». Глава 8. Дефорж и медведь. Художник Д. Шмаринов. 1973


5. «Дубровский». Глава 12. Объяснение Дубровского с Марьей Кириловной. Художник Б. Косульников



Аналитическая беседа

Проанализировать афоризмы классиков в связи с сюжетной линией, концепцией и предназначения образов повести «Дубровский:

1. Там, где замешано честолюбие, нет места чистосердечию. (О. Бальзак)

2. Угодничество опаснее ненависти. (Грассиан)

3. Мужество делает ничтожными удары судьбы. (Демокрит)

4. Уж лучше терпеть несправедливость, чем её совершать. (Лессинг)

5. Любовь всё побеждает. (Вергилий)



Итоговые вопросы

Произведение «Дубровский» относится к какому жанру?

Главный герой положительный или отрицательный персонаж?

Какова основная идея произведения?



III. Домашнее задание

Подготовиться к уроку-центону по басням Крылова

Комментариев нет:

Отправить комментарий